Одним из важнейших факторов геополитического позиционирования Азербайджанского государства в мировом политическом пространстве является проведение мультивекторного и конструктивного внешнеполитического курса, направленного на защиту национальных интересов и завоевания стратегических дивидендов для страны. Ярким подтверждением модернизации геополитического позиционирования Азербайджана может служить такое значимое событие в мировой политике как XVIII Саммит Движения неприсоединения, который открыл новые перспективы сотрудничества на равноправной и взаимовыгодной основе субъектов мировой политики, не входящих в военные и военно-политические блоки. «Внешняя политика Азербайджана, -отметил Президент Ильхам Алиев на XVIII Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения,- основывается на национальных интересах, справедливости и способствовала расширению круга друзей страны». (5)
Являющейся второй после ООН международной структурой по числу государств-участников, Движение неприсоединения выступает важным фактором мировой политики и оказывает влияние на внешнеполитический курс стран, определяющих повестку дня глобальной политики. Сложившая практика оценки внешней политики национального государства в объективно формирующейся полицентрической системы миропорядка актуализирует проблему модернизации факторов геополитического позиционирования в целом, и Азербайджанского государства, в частности. В этой связи следует отметить, что традиционно стратегический ресурс государств, которые определялись как лидеры мировой политики, был достаточно сконцентрированным, слитным и фундировался на основе военно-политических возможностей. Однако в конце ХХ - начале XXI вв. геополитическое позиционирование определяется не только стратегическим государственным ресурсом. В современных условиях востребован кумулятивный эффект экономического, энергетического, финансового, информационного, социально-гуманитарного, имиджевого и других ресурсов государства. Переход на три года председательства в Движении неприсоединения к Азербайджану является подтверждением эффективного государственного управления национальными ресурсами, успешной внутренней и внешней политики нашего государства. «Сегодня Азербайджан является страной,- отмечает Президент Ильхам Алиев,- которая проводит в подлинном смысле слова независимую политику, обладает большим авторитетом на международной арене. Азербайджан во всем мире признан как надежный партнер, проводит представительные международные мероприятия, поэтому к нашей стране относятся с большим уважением и симпатией».(1). В принятых на XVIII Саммит Движения неприсоединения Бакинском итоговом документе главы государств и правительств 120 стран подчеркнули недопустимость захвата территории силой и заявили об оккупации территории Азербайджана Арменией. Поддержка территориальной целостности Азербайджана подтверждена также в Бакинской политической декларации и Благодарности и Солидарности правительству и народу Азербайджана. Таким образом, факт оккупации Арменией территории суверенного Азербайджана и попрания императивных принципов международного права вновь подтвержден международным сообществом.
Председательство Азербайджана в Движении неприсоединения, несомненно, еще больше укрепит международный авторитет и престиж страны. Первый вице -президент Азербайджана Мехрибан Алиева отмечает, что в последующие три года председательства в Движении неприсоединения Азербайджанское государство будет следовать «принципам сотрудничества, партнерства, взаимного уважения в виде поддержки суверенитета и территориальной целостности государств-членов».(4). Председательство Азербайджана в Движении неприсоединения усилит политический ресурс этой интеграционной структуры, ее организационные возможности и перспективы стать несущей конструкцией в условиях формирующейся многополярности.
Модернизация геополитического позиционирования Азербайджанского государства реализуется в рамках многовекторного внешнеполитического курса. Азербайджан позиционируется в мировой политике как ответственный и конструктивный член международного сообщества, активно способствующий формированию позитивной, сбалансированной и объединительной международной повестки дня, способствующей решению глобальных и региональных проблем. Показательно, что зарубежные политики отмечают ведущую роль Азербайджана в международной безопасности, подчеркивая, что именно наша страна с ее миролюбивой политикой и разнообразием ресурсов определяет политический климат во всём регионе: «Следуя мирному курсу, Азербайджанская Республика выступает в качестве гаранта безопасности на Южном Кавказе».(11).
Многовекторность внешней политики Азербайджанского государства определяется потребностью в обеспечении стабильного национального развития через активное взаимодействие с максимально широким кругом акторов мировой политики: государствами, наднациональными структурами и интеграционными объединениями. Это, безусловно, и вызов, и требование сегодняшнего дня по обеспечению своих жизненно важных интересов в международной среде. Специалисты в сфере международных отношений отмечают тренд, выражающийся в «расслоение суверенитета государств», находящихся в единой Вестфальской системе по отношению. Данный тренд классифицирует государства как преимущественно вестфальские, то есть, де-юри и де-факто суверенные, к которым относится и Азербайджан, преимущественно поствестфальские, представленные государствами-членами Евросоюза, и довестфальские (18), обладающие формальным международно-правовым суверенитетом, но вследствие слабости государственных институтов не способных управлять политическими процессами. Парадоксально, но факт, что такое своеобразное расслоение государственного суверенитета происходит в рамках системы международных отношений, которая сама определила суверенитет своим фундаментальным принципом. В этих условиях «диффузии суверенитета», высокой поляризации и активной динамики трансформации силовых полей в международных отношениях проводить многовекторную политику крайне сложно. Политическое руководство суверенного государства, при условии его де-факто суверенности, должно сделать выбор, адекватный своим национальным интересам. «Первоочередной задачей любого государства, которой должно быть подчинено все остальное, является именно национальный интерес, как фундаментальный и объективный фактор формирования внешней политики».(14.р.348).
Теоретики международных отношений, анализируя категорию национальный интерес в разработанной Г. Моргентау парадигме политического реализма, традиционно концентрируется на двух взаимозависимых структурах национального интереса: центральной, константной и подчиненной ему динамичной составляющей.(15.р.40) При этом особый акцент переносится на факторы целей и рациональной обоснованности национальных интересов, необходимых для всех субъектов мировой политики.(17. р.419)
Центральная структура национального интереса определяет геополитическое позиционирование государства, которое в современных условиях не ограничивается географическими параметрами, а аккумулирует стратегические, экономические, информационные ресурсы, социально-политические особенности и разнообразие социокультурных и морально-духовных детерминант. Подчиненный элемент национальных интересов проявляется в условиях нестабильности геополитических параметров и связан с динамикой внешней и внутренней средой государства. В этой связи ряд исследователей отмечают, что в ответ на вызовы турбулентности мировой политики стал формироваться новый тренд, выражающийся в распространении коллабораций различных акторов международных отношений.(9.с.11). Томсон и Перри коллаборацию анализируют как высшую, интерактивную форму международной кооперации, в которой «процесс формальных и неформальных согласований между автономными акторами создает совместные правила и организации для регулирования своих взаимодействий и направлений деятельности или возможности решать объединяющие их задачи».(19. р.26) Эти совместные правила разделяются всеми участникам коллаборации, принося им взаимные выигрыши, а сами согласования могут носить перманентный характер, вытекающий из возникающих ситуаций. (16.р.39). Коллаборации как новый тренд геополитического позиционирования отмечается в основополагающих внешнеполитических документах США(13.р.67), Китая(7), России (10), Евросоюза (12) и других геополитических игроков, в зону стратегических интересов которых входит Азербайджан.
Внешнеполитический курс государства, отстаивающего свои национальные интересы, должен соответствовать реалиям меняющегося мира. Внешняя политика Азербайджанского государства объемна, представлена и западным, и российским направлениями. Президент АР Ильхам Алиев уже в начале первого президентского срока четко обозначил принцип баланса в геополитическом позиционировании Азербайджанского государства. Стать форпостом какой- либо державы не отвечало бы стратегическим интересам Азербайджанской Республики. (8). При этом, даже гипотетически, не возникает проблема бинарной оппозиции, противопоставлений двух векторов «Россия или Запад». Подтверждением формирования фактора баланса в геополитическом позиционировании Азербайджана стал выбор Баку местом проведения встреч высшего военного командования России и НАТО.
Азербайджан активно позиционирует себя на геополитическом пространстве динамично развивающегося Востока. На заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» по теме «Заря Востока и мировое политическое устройство», в котором принял участие Президент Азербайджана Ильхам Алиев, было единодушно признано, что огромный регион от Ближнего Востока до Восточной Азии играет все большую роль в мировой политике. (6). Геополитическое пространство Востока было определено на Валдайском форуме как, безусловно, главное на ближайшую и, с высокой долей вероятности, на длительную перспективу.
Геополитическое позиционирование позволяет анализировать национальные интересы с помощью объективных критериев безопасности. Одним из таких критериев является участие Азербайджана в трансграничных, транснациональных транспортных проектах, способствующих формированию стратегического партнерства. Президент Азербайджана Ильхам Алиев на Валдейском форуме отметил: «Мы давно инвестируем как, собственно, в создание современной транспортной инфраструктуры, так и в создание атмосферы доверия в нашем регионе. Общими усилиями стран партнёров нам удалось создать уникальный формат сотрудничества, который сегодня служит делу повышения благосостояния наших народов, а также делу укрепления безопасности». (3).
Азербайджан – единственная страна, которая не снижая уровня требований параллельно участвует в транспортных проектах «Восток –Запад» и «Север –Юг», обеспечивающих грузоперевозки из стран Европы через свою территорию в центральноазиатские государства, Иран и Индию. Таким образом, в восточном векторе внешнеполитического курса фактором модернизации геополитического позиционирования Азербайджанской Республики является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь, с Китаем. Азербайджан был единственной страной Южного Кавказа на конференции «Один пояс, один путь», проходившей в Пекине в апреле 2019 года.
Китай и Азербайджан активизируют обмен визитами на высоком уровне, «политическое взаимодоверие постоянно углубляется, сотрудничество в торгово-экономической, энергетической, транспортной и гуманитарной сферах дает плодотворные результаты. Лидеры Азербайджана и Китая достигли важного консенсуса по дальнейшему развитию двусторонних отношений и делового сотрудничества в различных областях».(2). Китайская инициатива по формированию новой модели международного сотрудничества с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий вписывается в параметры национальной стратегии инновационной модернизации Азербайджана. Возрождение древнего Шёлкового пути «Один пояс и один путь» будет способствовать продвижению новых механизмов регионального экономического партнерства, стимулированию экономического развития вовлечённых стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, что, в свою очередь, станет инструментом обеспечения региональной и глобальной безопасности.
Многовекторность, усиливая экономический и политический потенциал Азербайджанского государства, выступает показателем объективности, последовательности и эффективности внешнеполитического курса нашей республики. Одним из индикаторов модернизации геополитического позиционирования нашей страны Президент Ильхам Алиев на Валдайском форуме в Сочи, назвал избрание Азербайджана несколько лет назад непостоянным членом Совета Безопасности ООН, за которое проголосовало 155 государств.(3). Таким образом, чем разнообразнее и сильнее утверждается геополитическое позиционирование Азербайджанской Республики в системе международных отношений, тем более заинтересованы акторы мировой политики в сотрудничестве с нашей страной вследствие ряда геополитических, ресурсных, социально-гуманитарных и других факторов. Многовекторность внешней политики суверенного Азербайджанского государства есть и в долгосрочной перспективе будет одним из основных принципом геополитического позиционирования нашей страны в глобализирующемся мировом пространстве.
Ключевые слова: Полицентрическая система, многовекторная внешняя политика, национальные интересы, геополитические параметры, турбулентность мировой политики
Cписок Литературы
1. Azərbaycan Respublikasının diplomatik xidmət orqanlarının 100 illik yubileyinə həsr olunmuş VI müşavirənin iştirakçılarına. https://azertag.az/xeber/Azerbaycan_Respublikasinin_diplomatik_xidmet_orqanlarinin_100_illik_yubile
2. İlham Əliyev Pekində”Bir kəmər, bir yol” Beynəlxalq Əməkdaşlıq Forumunda iştirak edib. https://president.az/articles/32895
3. İlham Əliyev Soçidə “Valday” Beynəlxalq Diskussiya Klubunun XVI illik iclasının plenar sessiyasında iştirak edib https://president.az/articles/34346
4. Gələn üç il ərzində ölkəmiz Qoşulmama Hərəkatına sədrlik edəcək www. firstvicepresidentazerbaijan.mehriban-aliyeva.az
5. Qoşulmama Hərəkatına üzv ölkələrin dövlət və hökumət başçılarının XVIII Zirvə Görüşündə İlham Əliyevin niyqi.https://president.az/articles/34600
6. XVI Ежегодное заседание Международного дискуссионного клуба «Валдай» http://ru.valdaiclub.com/events/
7. Всеобъемлющая концепция национальной безопасности Китая. /www.svop.ru/files/meetings/m011813372437051.pdf
8. Главное-держать баланс www.media-online.ru/newsweek/2005
9. Катков А. Д. Суверенитет государства: проблема его понимания и историческое развитие принципа. Международные отношения. 2019. №3.с.1-14
10. Концепция внешней политики РФ. 2016. http://kremlin.ru/acts/bank/41451
11. Савельев Д. Азербайджан определяет политический климат во всём регионе. https://moscow-baku.ru/opinions/eksperty/deputat_
12. A Global Strategy for the European Union’s Foreign And Security Policy.2016. www.iss.europa.eu/sites/
13. Hadenius A. American Exceptionalism Revisited: US Political Development in Comparative Perspective. – N.Y.: Palgrave Macmillan, 2015..
14. Keagley Ch. N. Shannon L. Blanton. World Politics: Trend and Transformation. 2010 - 2011 Edition – N.Y.: Columbia Cengage Learning, 2010
15. Lang Anthony.Political Theory and International Affairs: Hans J. Morgenthau on Aristotle’s The Politics. Praeger November 30, 2004.
16. MacGregor S.P., Carleton T. (ed.). Sustaining Innovation. Collaboration Models for a Complex World. New York: Springer, 2012.
17. Morgenthau Hans, Thompson Kenneth, Clinton David. Politics Among Nations. McGraw-Hill Education; 7 edition (April 19, 2005).
18. Poggi G. Statesandstatesystems: democratic, Westphalianorboth? / Review of International Studies, 2007.No 33. – P. 577-595/ Cambridge University Press. doi: 10/1017\ SO26021050700767X
19. Thomson A.M., Perry J.L. Collaboration Processes: Inside the Black Box// Public Administration Review. 2006. Vol. 66. No. issue 1 Pp. 20-32. DOI: 10.1111/j.1540-6210.2006.00663X
Nigar Bayramova,
Modernization of factors of geopolitical
positioning of the Republic of Azerbaijan
Summary
The article is devoted to the analysis of the new trends of geopolitical position of modern states in general and Azerbaijan in particular. The author proves that Azerbaijan’s foreign policy achievements are the result of dialogue and cooperation based on mutual interests with neighbors and other countries. Special attention is given to the Azerbaijan’s Non-Aligned Movement chairmanship in 2019-2022. NAM chairmanship is the result of Azerbaijan’s international recognition as an influential actor, a capable and reliable partner, independent, but at the same time open for worthy collaboration. The key issues are identified, including the concept of non-alignment almost perfectly coincides with Azerbaijan’s foreign policy priorities.
Keywords: Polisentric system, Multi-vector foreign policy, National interests, Geopolitical parameters, Turbulence in world politics
Nigar Bayramova,
Azərbaycan Respublikasının Prezidenti yanında Dövlət İdarəçilik Akademiyasının Beynəlxalq münasibətlər və xarici siyasət kafedrasının dosenti, siyasi elmlər üzrə fəlsəfə doktoru
Xulasə
Məqalə müasir dövlətlərin və xüsusən də, Azərbaycanın geosiyasi mövqeyindəki yeni tendensiyaların təhlilinə həsr olunub. Müəllif sübut edir ki, Azərbaycanın xarici siyasətində olan nailiyyətlər onun qonşular və digər ölkələrlə qarşılıqlı maraqlara əsaslanan dialoq və əməkdaşlığın nəticəsidir. Azərbaycanın 2019-2022-ci illərdə Qoşulmama Hərəkatına sədrliyinə xüsusi diqqət yetirilir. Qoşulmama Hərəkatına sədrlik Azərbaycanın nüfuzlu oyunçu, bacarıqlı və etibarlı tərəfdaş, müstəqil, eyni zamanda açıq və layiqli əməkdaşlıq üçün beynəlxalq aləmdə tanınmasının nəticəsidir. Məqalədə Azərbaycanın xarici siyasət prioritetləri və qoşulmamaq konsepsiyasının üst-üstə düşməsi ilə əlaqəli olan problemlər üzə çıxarılır.
Açar sözlər: Polisentrik sistem, çoxvektorlu xarici siyasət, milli maraqlar, geosiyasi parametrlər, dünya siyasətindəki gərginlik